Мы в социальных сетях:          
Храм святителя Луки Крымского,
исповедника и чудотворца
с. Киселёвка Ульяновской области
Барышской епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
По благословению епископа Барышкого и Инзенского Филарета











Евангелие дня:

Дворяне и простой народ
22 сентября 2017 г. 20:13   Просмотров: 1742


Меня удивляют современные защитники и печальники простого народа, жившего при царской власти. Часто читаю примерно такие словесные экзерсисы: "Простой народ при царе плохо жил. Крестьяне были бедные и несчастные, неужели их вам не жалко. А ненасытные упыри дворяне, попы и купцы сосали кровь из народа и житья ему не давали..." И всё в таком духе. Люди просто не понимают, о чём они говорят и пишут. Потому что с тем самым простым русским народом из прошлого, которому они сегодня так сочувствуют, они не имеют практически ничего общего. А как раз с дворянами, духовенством, купцами, почетными гражданами современный наш человек запросто бы нашел общий язык. Русские дворяне так же, как и многие из нас, учились в школах и университетах, любили читать, писали стихи и вели дневники (как мы сейчас ведем дневники в интернете), они любили музыку, театр и танцы, интересовались наукой. Они ездили по России, многие бывали за границей, чаще всего в Европе. А вот простые люди старой России в большинстве своем нигде дальше своего уездного города не бывали. Если и путешествовали - то по монастырям да святым местам. А многие ли из вас, друзья, бывали на богомолье? Разные утонченные занятия и развлечения простые люди не жаловали, потому как - "пустое и грех". Вот и давайте представим: встречается наш современник с тем самым простым народом, о котором он так любит всплакнуть. Это только на картинах и фотографиях русские крестьяне все такие забавные и смирные - потому что как раз дворяне да поповские дети их рисовали и фотографировали. На самом же деле ничего забавного в русских крестьянах не было. Это были люди злые, упрямые и дерзкие. Потому как заниматься земледелием - в постоянной борьбе с нашим жестоким климатом - людям с чувствительной и тонкой натурой было бы весьма тяжко. Крестьяне даже на языке другом изъяснялись, совсем не на том, что мы с вами. И вот при гипотетической встрече с нашим современником эти крестьяне что бы с ним сделали? Они сначала попросили бы его перекреститься и прочитать "Отче наш". Видя, что чужак креститься не умеет и молитвы не знает, они бы его избили и бросили бы в канаву к свиньям. В лучшем случае, если бы неподалеку оказался полицейский урядник или другой представитель ненавистной царской власти, всё закончилось бы матерной руганью и разбитым носом. Господа ненавистники Российской Империи - о чем бы вы стали говорить с крестьянином? О староверии, о житиях святых угодников? Трудно представить. О монастырях? Вы в них не бывали и не жили, монахов вы терпеть не можете. О чем тогда? В земледелии и скотоводстве вы скорее всего почти ничего не смыслите. Водку вы может и пьете, но драться оглоблями после выпивки не умееете. Весь крестьянский быт показался бы вам диким и неудобным. В деревне бы вы не вытерпели и дня, вас бы воротило от всего - от невнятной крестьянской речи, от тьмы кромешной по вечерам, от постной пищи... Между тем, в обществе российского дворянина любой наш образованный современник почувствовал бы себя вполне замечательно. Попили бы чаю, поговорили бы о творчестве Антона Чехова. Заметьте, даже имена у нас с тем простым русским человеком разные. Герасим, Дормидонт или Харлампий - много кого сейчас так зовут? А вот Антон Павлович, Александр Сергеевич и Федор Михайлович - наши люди, близкие и понятные. И с сельским священником из старой России наш современник нашел бы общий язык. Потому что любой батюшка учился в семинарии в губернском городе, где ему выпускники духовных академий преподавали греческий, латынь и географию. Кстати, те священники тоже очень жалели простой народ - свою паству. Как и представители прочих привилегированных сословий. И с купцом мы поговорили бы, купцы отдавали своих детей в реальные училища. Проще сказать, дворяне и священники с купцами - это почти современные люди. А крестьяне для нас - всё равно что пришельцы с другой планеты, или иначе - наши пещерные предки.
Ниже, для ясности - две фотографии. Слева - последний начальник Вятской губернии, действительный статский советник Николай Андреевич Руднев. По происхождению - поповский сын. Окончил медицинский факультет Московского университета. На второй фотографии - безымянные крестьяне ("вятские типы"), одетые в азямы и обутые в лапти. Объекты пристального интереса этнографов и антропологов. Я прошу читателей журнала подумать и сказать: к кому вы чувствуете большую симпатию? С кем, по вашему мнению, вам было бы легче общаться?

Из ЖЖ Fra Евгений


© МРОПП храма свт. Луки Крымского с.Киселёвка, 2017-2023 гг.
Создание сайта -