Родник имеет древнюю историю и связан непосредственно с явленной, в XIV веке, иконой Богоматери Тихвинской. В 1383 году, в том месте где был явлен образ Божией Матери Тихвинский, на Ладоге, была большая церковь построена. В «Сказании о Тихвинской иконе Богоматери», скромный пономарь Георгий, служивший во вновь построенном храме, был послан оповестить жителей Тихвина о дне освящения церкви. Возвращаясь назад через лес, порядком уставший прилег он отдохнуть под деревом, и в тонком сне было ему явление Пресвятой Богородицы, присевшей на сосновой колоде, а близ неё стоял Николай Чудотворец. Божия Матерь высказала свое неудовольствие тем, что на вновь построенный храм собирались водрузить крест железный, и «повеле пречистая Богородица на своей церкви на Тихвине поставить крест деревян, а не железен, понеже сын мой и Бог распят был на кресте деревянном».
О явлении Богоматери и Её повелении Георгий (Юрыш) рассказал священству и народу, но никто ему не поверил, но вскоре все получили вразумление. Когда стали устанавливать железный крест на купол, неожиданно поднявшийся вихрь сорвал с самого верха человека и невредимым опустил на землю. После такого знамения на купол уже установили деревянный крест.
Эти события так поразили верующих, что явление Богоматери было запечатлено на нескольких иконах. И их так и назвали «Тихвинские иконы с изображением явления Божией Матери пономарю Георгию».
Одна из икон Богоматери хранилась в Звенигородском уезде Московской губернии, была названа «Беседная», потому что основу сюжета составляет крупное райское дерево на ветвях которого двенадцать диковинных цветущих тюльпанов - «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой». Ветви древа жизни склонены, под ними, как под сенью, на стволе восседает Богоматерь, а рядом стоит Николай Чудотворец. У ног их изображен Юрыш «в страхе и ужасе паде на землю».
Беседная икона прославилась, чудесными исцелениями. Только одно смущало священство - композиция в деталях была не точно «канонический» - имя пономаря на образе было выписано Юрыш, а не Георгий, и стоит он пред Богоматерью преклоненным на одно колено, а так как не принято у православных, также видно, что и перстосложение Николая Чудотворца «не православное». Сначала было решено образ этот поместить подальше - в трапезную Чудова монастыря, затем в ризницу. Но случаи исцелений у иконы происходили постоянно и про икону узнали все больше верующих и к ней стремились прийти, помолиться и приложиться всё большее количество паломников. Потому решено было у «неправильной» иконы оклад поменять, сделали его золотым, имя пономарю «вернули» православное - Георгий, и перстосложение переписали. После этого икона таинственным образом исчезла из Чудова монастыря.
Спустя какое-то время на празднество Пресвятой Богородицы в честь иконы её Тихвинской - 9 июля по нов. стилю, жители небольшого села Ананьино Симбирской губернии обнаружили в небольшом колодце икону сияющую золотом. Долго они пытались вытащить святой образ, но все было тщетно. Тогда селяне позвали священника из храма, он отслужили молебен, но икона так и «не давалась». Мимо проходил пастух, подошел он «узнать, что за сбор такой большой у колодца?», и вот ему то образ Богородицы сам в руки то и приплыл. Перенесли икону в церковь, рассмотрели и очень удивились «Та самая, «неканоническая» и оклад на ней прежний, где Юрыш на одном колене пред Богородицей». Вскоре прознав про явление чудотворной иконы Москва потребовала её к себе «на место». Но существует поверье, что иконы сами себе выбирают «место жительства». Не прошел и год, как снова икона чудесно исчезает из Чудова монастыря и заново является в роднике на окраине того же села. И произошло это на «Тихвинскую». После этого случая решено было больше икону не тревожить и разместить её в местном Знаменском храме, освятили придел во имя Божией Матери иконы её Тихвинской.
Многими исцелениями и чудесной помощью прославилась Богородичная икона. Был такой случай, что один местный купец усомнился в чудотворной иконе и был он слеп. Приложился он к иконе и тут же прозрел. Так появились два серебряных глаза в основании иконы - дар «за неверие».
Старожилы рассказывали, что поклониться и приложится к иконе, помолиться и испить целительной родниковой воды приезжали и приходили не только из Симбирской, Самарской и Пензенской губерний, но также и из Москвы и Питера. Судя по драгоценностям, подаренным святому образу, Богородица не оставляла без предстательства пред Господом и по его милости помощь была многим. На престольный праздник иконы Тихвинской Божией Матери набиралось огромное число верующего народа, в храме все не помещались, стояли на улице, а после службы шли крестным ходом к святому источнику, где был водосвятный молебен. Святую воду набирали с собой и хранили весь год, чтобы во время напасти какой или болезни она помогла. Многие исцеления были от злокачественных опухолей, от врожденной слепоты и многих других «серьезных недугов».
На протяжении 19-20 веков икона в Симбирской губернии входила в семь самых почитаемых святынь Симбирской епархии. Достоверный факт, что икона мироточила перед началом революции и в день расстрела царской семьи.
После революции в 30-х годах 20 века церковь была разрушена и разграблена. Иконы сжигали во дворе храма, но святыню спас церковный «конюшный» Федор Максимов. Он отдал ее своему малолетнему сыну Михаилу, который спрятал ее под рубахой и принес домой. Какое-то время икона хранилась в амбаре потому что боялись происходивших обысков, вплоть до послевоенных лет. Спохватились большевики, какую ценность упустили, золотой оклад и другие драгоценности. Молились пред иконой только по ночам, а еще приметили, что икона «сама себя бережет». Приходившие с обыском, подходили к сундуку с иконой и будто кто-то отводит их, все вокруг переворачивали, а сундук так даже ни разу и не открывали. Один раз кто-то поджег дом Максимовых, но огонь лишь облизал бревна и все, а вот сарай не доброжелателя соседа сгорел. После этого случая икону перестали прятать и выносили по праздникам к святому источнику, где служили молебен. В годы богоборчества в праздник Тихвинской иконе Богородицы, местная власть, устраивала у родника массовые гулянья, громко играла музыка, показывали кино, для этого специально привозили аппаратуру из Барыша. В 60-х годах пытались засыпать святой источник, но сельчане отстояли, и охраняют и заботятся о роднике и поныне, хоть и осталось их очень мало. Поставили новый срубовой колодец не так давно.
Случаи исцеления происходят и в наше время, даже от онкологических заболеваний. Недавно исцелился от сильнейших головных болей один молодой человек, его даже признали не годным к строевой службе в армии, и врачи не могли ничем помочь. Его отец привозил несколько раз в источнику и сейчас парень совершенно здоров. Одна женщина из Ульяновска, исцелилась от злокачественной опухоли, она упросила батюшку привезти её сюда, отслужить молебен о здравии у иконы и побыла у родника. Богоматерь услышала их молитвы от чистого сердца и сейчас женщин здорова, и без операции.
В настоящее время родственники прежних хранителей иконы увезли её в Самару.
Пред иконой Богоматери «Тихвинской» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о прозрении слепых, об исцелении бесноватых и исцелении детских болезней.
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!
Источник :
"Святых ключей чистейшая слеза". Сборник путеводитель по святым родникам Симбирской митрополии. 2013 год.
Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.
|